Путин предложил вернуть Азербайджану пока всего 2 оккупированных армянами района

Президент России сделал неожиданные предложения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Как передает AZE.az, американский дипломат, экс-посол США в Азербайджане Мэтью Брайза, Atlantic Council, анализирует ситуацию по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Его мнение приводит «Вестник Кавказа».

«Холодная война» была сложным процессом, частью которого стало развязывание межнациональных конфликтов. Они послужили одним из инструментов развала страны СССР. Первым и наиболее кровопролитным конфликтов стал карабахский, когда с помощью тогдашнего главы государства Михаила Горбачева и радикально настроенных армянских националистов удалось развязать противостояние между Арменией и Азербайджаном, ставшее своего рода победой сил, заинтересованных в ослаблении и дальнейшем распаде Светского Союза. С тех пор США не прекращали заниматься нагорно-карабахским конфликтом, используя его в своих, далеко не мирных целях.  «Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться  с выдержками из статьи американского дипломата, экс-посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы, опубликованной на сайте американского неправительственного аналитического центра в области международных отношений Atlantic Council . Статью американского дипломата приходится воспринимать как призыв к Вашингтону уделить еще больше внимания и сил Карабаху, дабы не допустить российского доминирования в урегулировании конфликта. Если план президента Владимира Путина воплотится в жизнь, стратегия США на выдавливание России из Южного Кавказа окажется под угрозой провала. Для Вашингтона это действительно неожиданные предложения, которым нужно срочно противопоставить некие контрмеры.

В течение долгого времени у меня не было поводов для оптимизма в отношении перспектив политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Наоборот, Армения и Азербайджан почти возобновили полномасштабную войну в апреле – тогда войска двух государств столкнулись вдоль линии соприкосновения с беспрецедентной жестокостью, невиданной в течение последних 24 лет.

Основой для недавнего предложения Путина послужил проект рамочного соглашения, предложенного сопредседателями Минской группы ОБСЕ – США, Россией и Францией – в 2007 году и известного как Мадридские принципы. Этот документ предлагает следующий пакет элементов в качестве основы для политического урегулирования:

– Армения возвращает Азербайджану все семь районов вокруг Карабаха, захваченных в начале 1990-х годов;

– Нагорный Карабах получает «промежуточный правовой статус», который сохраняет текущее политическое и экономическое положение, регулирующееся Арменией до определения окончательного правового статуса региона;

– окончательный правовой статус Нагорного Карабаха будет определяться путем голосования населения Нагорного Карабаха, время голосования будет определено позднее;

–  создание транспортного коридора, который свяжет Нагорный Карабах и Армению;

– международные миротворцы будут обеспечивать безопасность жителей Нагорного Карабаха и деревень, расположенных вдоль линии соприкосновения;

– Азербайджан снимает все ограничения на транспортное сообщение с Арменией.

Эти принципы были утверждены в результате нескольких лет переговоров между президентами и министрами иностранных дел Азербайджана и Армении. Хотя эта система никогда не была официально согласована, в январе 2009 года президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент Армении Серж Саргсян оптимистично заявили о том, что, в конечном счете, эти принципы будут приняты.

Однако в конце 2009 года Саргсян изменил свою позицию и заявил о возможности возвращения всего пяти районов Азербайджану. Спор по поводу возвращения пяти вместо семи районов до сих пор остается основным препятствием на пути прогресса в переговорах Минской группы.

20 июня Путин во время встречи со своими армянским и азербайджанским коллегами нашел способ выйти из этого тупика. Путин, по-видимому, предложил двигаться вперед постепенно – Армения должна вернуть два района, а Азербайджан в обмен должен возобновить транспортное сообщение  и экономические связи с Арменией; все другие аспекты Мадридских принципов, в том числе оставшиеся пять оккупированных районов, будут предметом дальнейших переговоров.

И Саргсян, и Алиев приветствовали предложение Путина от 20 июня, несмотря на то, что формально не приняли его. Официальное принятие какого-либо компромиссного решения чревато рисками в сфере политики и безопасности: вероятно, не случайно 17 июля вооруженная группа армянских националистов, в том числе ветераны нагорно-карабахской войны, захватили полицейский участок в Ереване, убив одного сотрудника полиции и взяв несколько заложников. Группа потребовала освобождения крайне правого политика и давнего критика переговоров Саргсяна с Минской группой Жирайра Сефиляна. Захват участка был поддержан другими сторонниками жесткой линии в отношении Нагорного Карабаха, что привело к уличным столкновениям с полицией. Противостояние длилось в течение четырнадцати дней, пока похитители не сдались.

Жесткая линия в отношении карабахского вопроса наблюдается и в Азербайджане. К примеру, я был подвергнут критике со стороны некоторых азербайджанских парламентариев, которые хотели объявить меня персоной нон-грата за пропаганду компромиссного соглашения с Арменией. Большое мужество необходимо тем людям в Азербайджане и Армении, которые выступают против демонизации другой стороны.

Нагорный Карабах принадлежит обоим народам, каждый из которых считает регион колыбелью их культуры; оба народа мирно сосуществовали большую часть своей истории. Общественному мнению в Армении и Азербайджане понадобится время для того, чтобы принять это понятие Нагорного Карабаха как общего наследия обоих народов.

Вашингтону необходимо обратить внимание на озвученные инициативы. В случае предложения Путина США следует воспользоваться возможностью и оживить деятельность Минской группы на самом высоком политическом уровне».