Арифметика «Евровидения» бьет не в бровь, а в глаз противникам победы Азербайджана

    Армяне обрадовались – победа Азербайджана на Евровидении означает, что в ближайший год наша страна не пойдет войной на Армению.

    Отгремели победные марши, и теперь, на остывшую голову, можно посчитать и разобраться, сколько нам стоила эта победа и во что обойдется проведение следующего конкурса в Баку?

    Интернет забит статьями и откликами на публикации, посвященные поиску ответов на эти вопросы. Наши друзья говорят о красоте азербайджанской песни, написанной шведами, а недруги напирают на политизированность «Евровидения».

    А разве кто-то роль политики в этом песенном конкурсе отрицает? «Евровидение» инициировано шведами в 1956 году именно в политических целях – объединения Европы. Собственно конкурсное начало в «Евровидении» является лишь частью шоу, ведь, как известно, с 2001 года главные финансисты конкурса – страны «Большой пятёрки (Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия) в полуфиналах вообще не участвуют, и проходят в финал, не соревнуясь с конкурентами. Об этом, как сообщает AZE.az, пишет обозреватель “Новости-Азербайджана” Кямал Али.

    Несомненное политическое значение «Евровидения» вызвало к жизни массу спекуляций о причине победы азербайджанского дуэта Эльдар Гасымов – Нигяр Джамал. Искатели политического фактора, а их особенно много в Армении, разом вспомнили о перспективном газопроводе «Набукко», который начнется в Азербайджане и закончится в Западной Европе. Мол, тесно связанные друг с другом песенная и топливная европейские мафии договорились задобрить Баку, выдав фальшивые данные о 221 баллах, набранных азербайджанской парой в Дюссельдорфе. Тут же вспомнили прошлогоднюю газетную «утку», ничем впоследствии не подтвержденную, о взятке размером в 21 миллион евро, которую Европейский Вещательный Союз якобы получил от Баку.

    Самое интересное в том, что о роли «Набукко» и вообще азербайджанской нефти в судьбе песенного конкурса говорят теперь те, кто ранее пытался убедить мир в недееспособности будущего газопровода, и вообще чуть ли не в отсутствии в Азербайджане больших запасов нефти и газа. При этом начисто «забывают», что процесс «Набукко» начался намного раньше конкурса в Дюссельдорфе, и этот газопровод, так же, как и другие азербайджанские экономические проекты, будет реализован, даже если наша страна не будет участвовать в песенных конкурсах.

    Тем не менее, политическая составляющая при голосовании на «Евровидении» есть, хоть и не столь масштабная, как азербайджанские топливные проекты. Без политики вообще ничего не бывает, даже при продаже стирального порошка. Зная, с какими странами соседствует Норвегия, легко догадаться, что за норвежских исполнителей отдадут голоса зрители из Финляндии и Швеции, азербайджанские же граждане России обязательно проголосуют за свою историческую Родину.

    Но качество песни и мастерство исполнителей в «Евровидении» играет не меньшую роль, только трудно подсчитать, чего в голосовании больше – искусства или политики. Но попытаться можно. Как известно, Эльдар и Нигяр победили с 221 баллами, опередив на 32 очка итальянскую джазовую группу Raphael Gualazzi с песней “Madness Of Love”, набравшую 189 баллов. На третьем месте был швед Eric Saade с песней “Popular” (185 баллов).

    Азербайджану по 12 баллов дали три страны – Мальта, РФ и Турция. Всего 36 баллов, которые можно при желании считать «происками международного империализма в пользу нефтеносного Азербайджана». Теперь предположим, что Россия «международному империализму» не подчиняется, и дала бы нам 12 баллов, в том числе при участии живущих в РФ азербайджанцев. Или напротив – РФ запуталась в сетях «жидомасонства», а 12 баллов от Турции есть проявление всемерной тюркской любви к нам – соплеменникам. По поводу Мальты мне вообще непонятно, чем мы им приглянулись, так как мальтийцы и в 2010 году прислали нам 12 баллов.

    И тогда – без Турции или России, в активе Азербайджана осталось бы некоей тайной помощи в размере 24 баллов. Получается, что и без этих 24 баллов, полученных Азербайджаном от Мальты и России, или от Мальты и Турции, «в счет содействия за «Набукко», Эльдар и Нигяр стали бы первыми, но с отрывом не в 32, а в 8 баллов. Ведь тех трех, четырех, пяти баллов, посланных в копилку Азербайджана от других стран, для нашей победы вполне достаточно. Мелкие баллы политикой не назовешь, это уже европейские домохозяйки голосуют. Точно так же, как в прошлом году один балл Сафура Ализаде получила от Армении, явно не горящей желанием вывести нашу страну в песенные лидеры. В этом простая арифметика, бьющая не в бровь, а в глаз пропагандистов бредовой идеи о нефтяных интересах организаторов «Евровидения».

    Азербайджанская общественность задается вопросом – сколько будет стоить проведение «Евровидения» в Азербайджане? Уже известно, что следующий конкурс будет 22, 24 и 26 мая 2012 года, то есть накануне национального праздника (28 мая – День Республики в Азербайджане, в этот день в 1918 году была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика). Предположительно, конкурс будет в Баку, хотя и было частное предложение о перемещении конкурса в горную Габалу, имеющую опыт организации международных музыкальных мероприятий.

    Точных цифр о стоимости конкурса в Азербайджане, понятное дело, сейчас еще быть не может. Российский интернет-ресурс «Папарацци» затрагивал эту тему до шоу в Дюссельдорфе, и писал, что «в прошлом году Осло потратил на «Евровидение» около 17 миллионов евро, в 2008 году Сербия вложила в организацию конкурса меньше 10 миллионов евро, в 2007-м финны отдали 14 миллионов, в 2006-м Греция уложилась в 12 миллионов, а в 2005 Украина не пожалела 22 миллионов.

    Заметно, что в Европе к конкурсу относятся довольно спокойно, и только жаждавшие славы россияне с украинцами готовы были вкладывать в шоу значительные деньги. Свежий пример: в этом году даже обычно скупые немцы решили раскошелиться на 25 миллионов – но им сейчас как раз важен престиж, они невероятно горды своей победой. Но рекордсменом в плане затрат на проведение престижного мероприятия стала Россия, удивив прагматичных европейцев невероятным размахом. В общей сложности, «Евровидение» обошлось россиянам в 35 миллионов евро, которые даже при самом лучшем раскладе не могли окупиться. Европейский вещательный союз выделил России лишь чуть больше 10% от суммы, а основные расходы пришлось нести российскому Первому телеканалу.

    По словам эксперта-экономиста Натига Джафарли, “конкурс обошелся Германии в 47 миллионов евро. У Азербайджана есть возможность потратить еще больше” (ANSPRESS).

    Кстати, ведущая турецкая газета “Hurriyet” опубликовала сумму, потраченную Азербайджаном на участие в «Евровидении-2011». На шоу Эльдара и Нигяр, их сценические костюмы и подготовку было затрачено 2 миллиона манатов, и это на 1 миллион меньше, чем в прошлом, утверждает издание. В прошлом году СМИ раздували затраты Азербайджана на подготовку Сафуры Ализаде к прошлогоднему «Евровидению». Звучала даже сумма в 10 миллионов долларов, однако, как выяснилось, эта сумма составила всего 1 миллион 560 тысяч манат.

    Уже на следующий день после победы Нигяр с Эльдаром официальные и неофициальные азербайджанские деятели наобещали Европейскому Вещательному Союзу такой конкурс в Азербайджане, какого мир не видел. Значит, затмим даже Германию с ее 47 миллионами. Думаю, по самым скромным оценкам, меньше 50 миллионов Баку на кон не положит. Если же для бакинского конкурса будет построена специальная сцена, стоимость конкурса может подпрыгнуть на порядок.

    Стоит добавить, что рассматриваются также идеи проведения конкурса на переоборудованном футбольном стадионе им. Тофика Бахрамова (37 тысяч зрителей), в недостроенном еще футуристическом Культурном центре им. Гейдара Алиева (самый крупный зал вмещает около 5 тыс. зрителей), и в 65-тысячном футбольном стадионе в поселке Беюк-Шор. Строительство стадиона началось, он будет похож на французский “Стад де Франс”, а стоимость его составит 300 млн. манат. В первоначальном плане строительство должно быть завершено в 2015 году, но процесс можно ускорить.

    Что мы заработаем на проведении «Евровидения»? Стоимость проживания в дюссельдорфском отеле во время конкурса “Евровидения” за 4 дня обходилась в 800 евро на человека. За счет расходов туристов и эксклюзивную трансляцию Дюссельдорф получил за этот период прибыль в размере 140 млн. евро. В Баку, думается, приедет туристов значительно больше, чем в Дюссельдорф, что позволяет мечтать о туристической прибыли в размере не меньше 200 млн. евро.

    Н.Джафарли считает, что проведение конкурса “Евровидение” в 2012 году в Азербайджане еще больше ускорит темпы экономики страны. В первую очередь будет наблюдаться оживление в сфере туризма. Проведение ряда крупных проектах в рамках года туризма, а также принятие Госпрограммы по социально-экономическому развитию Баку и пригородов на 2011-2013 гг, несомненно, сыграет свою роль. Только в связи с конкурсом в республику ожидается прибытие около 70 тысяч туристов, что как минимум на 10% повысит прибыль в этой сфере. Знаменательное событие также окажет положительное влияние на другие сферы экономики.

    “Открытие небольших кафе, ресторанов с приемлемыми ценами приведет к развитию услуг. Любой турист – участник мероприятия, может стать лучшим рекламным агентом. Следует уделить внимание улучшению сферы услуг, регулированию цен” – отметил Натиг Джафарли.

    А что потеряем? Вопрос пусть не покажется вам глупым, так как армяне, в частности, будучи в поисках хоть какого-то для себя плюса от победы Азербайджана, пришли к весьма логичному выводу: проведение конкурса в Баку будет означать, что как минимум этот год азербайджанцы не станут воевать за Карабах.